Denis Rehson (enag) wrote,
Denis Rehson
enag

Красноярские авиаторы-участники Первой Мировой войны.

       В Первую Мировую войну Россия вступила с самым мощным воздушным флотом: в 39 авиационных отрядах насчитывалось 244 аэроплана и 200 летчиков. В их числе были  пилоты, в последующие 20-и 30-е годы ХХ – го столетия внесшие огромный вклад в становление и развитие авиации в Енисейской губернии (с 1934 г. – в Красноярском крае):

         1.Виктор Львович Галышев.
Галышев Виктор Львович         Родился в 1892 году в городе Суджа, Курской губернии. В 1912 году окончил Александровское военное училище в Москве. Во время Первой мировой войны совершал боевые вылеты в составе 31-го корпусного авиаотряда, 12-го истребительного авиаотряда и 1-го авиаотряда Балтийского флота. За храбрость и мужество награжден тремя Георгиевскими крестами. В 1916 году Галышев, после трех ранений на фронте  был по личной просьбе направлен летнабом в 32-й корпусной разведывательный авиаотряд.
        В 1918 году Галышев перешел на сторону советской власти, участвовал в разгроме банд Антонова на Тамбовщине, в июле 1921 г. заслуженно стал кавалером ордена Красного Знамени.
        С 1922 года Галышев – пилот гражданской авиации, работал в Средней Азии, а в феврале 1926 года направлен в Восточную Сибирь. В Красноярск из Москвы прибыл по железной дороге вместе с самолетом Юнкерс- Ф13 «Моссовет». Первый в Сибири зимний коммерческий рейс  летчик Галышев  совершил в Туруханск: за 36 дней (с посадками и поломками) авиатор преодолел 2 504 версты, проведя в воздухе 20 часов и 30 минут. 31 мая того же года Виктор Галышев по железной дороге прибыл в Верхнеудинск  (Улан-Удэ),  а вслед за ним на платформе привезли легендарный самолет «Моссовет». Пилот активно включился в наземную изыскательскую работу по оборудованию аэродромов, посадочных площадок на новой воздушной линии до Улан-Батора (Урги). 22 июля 1926 года в 6 утра Виктор Галышев вылетел в первый рейс по маршруту Верхнеудинск – Усть-Кяхта – Алтан – Булак – Урга (Улан-Батор) Бурят-Монгольской воздушной линии. Это был день рождения регулярной авиалинии в Бурятии и первой в стране международной воздушной линии. В 1928 году как самого опытного пилота гидроавиации, Виктора Львовича Галышева назначили заместителем начальника Управления Сибирских воздушных линий.          Галышев неоднократно участвовал в спасательных экспедициях.  В январе-мае 1930 года в сложнейших метеоусловиях Крайнего Севера он вывез больных, женщин и детей с парохода «Ставрополь», застрявшего во льдах у мыса Северный (ныне Шмидта) Чукотского полуострова в Северном Ледовитом Океане. За самоотверженную работу летчик Галышев был награжден орденом Красной Звезды.
        В феврале 1934 года случилась трагедия с пароходом «Челюскин» в Чукотском море. Пароход затонул, на льду оказались 104 человека из экспедиции и команды. Правительство направило на помощь челюскинцам 18 самолетов, в том числе экипаж Галышева. Из 18-ти самолетов, которые пробивались сквозь непогоду к лагерю челюскинцев, долетели до цели только семь. Не повезло  и экипажу Виктора Галышева. При подлете к Анадырю из-за неисправности самолета пришлось  дальнейший полет прекратить. Пилот с бортмехаником все-таки отремонтировали самолет и перелетели в Уэллен. С тремя другими экипажами они перевозили вывезенных со льдины челюскинцев в бухту Провидения, где их ожидал пароход «Смоленск». За мужество, проявленное в перелете, и оказание помощи людям Виктор Львович Галышев был награжден вторым орденом Красной Звезды.
        После возвращения в Иркутск опытнейший летчик Виктор Галышев был назначен командиром только что созданного 11  гидроавиаотряда. В октябре 1934 года Галышева назначили командиром Ленской авиагруппы Управления Полярной Авиации Главсевморпути.1
        Награды  не спасли отважного летчика в годы массовых репрессий.
Галышев, как «враг народа» (видимо как бывший царский офицер), был арестован. Тысячи часов, проведенных в полетах, в открытых кабинах на ветру и морозе, нередко на грани гибели, оказались менее губительными для здоровья, чем время проведенное в тюрьме по несправедливому обвинению. Редкий случай по тем временам, но в феврале 1939 года Галышев был освобожден из тюрьмы по телеграмме Председателя Совнаркома СССР В.М.Молотова. Увы, с большим опозданием.  Истерзанный и истощенный пилот, с отбитыми почками и печенью, переболевший пневмонией, только через два месяца после освобождения был переправлен поездом в Москву в больницу.
        12 августа 1940 года в газете «Известия» было напечатано сообщение: «В Кремлевской больнице в Москве умер выдающийся летчик нашей страны В.Л. Галышев». Всю свою жизнь он посвятил развитию авиации в Сибири и на Дальнем Востоке.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments